1. Садхака (человек
практикующий йогу) должен помнить, что яма и нияма — это две необходимые
ступени перед асаной и пранаямой и что практика асан и пранаямы без выполнения
этих двух предпосылок становится обыкновенным физическим упражнением, лишенным
психосоматической сущности. Согласно опыту йогов, без нравственной дисциплины
практика оказывается бессмысленной. Яма-нияма и асана-пранаяма подобны двум
параллельно идущим рельсам железнодорожного полотна. 2.
Женщине, у которой небольшая семья, не следует опасаться, что практиковать йогу
и придерживаться ее дисциплины невозможно. Яма и нияма помогут приобрести
хорошие привычки и отказаться от вредных. Не следует ожидать, что их можно
сразу полностью усвоить, но постепенно, продолжая занятия йогой, садхака
начинает понимать ценность нравственной дисциплины и придерживаться ее.
Практикующий йогу узнает, что многое, о чем приходится сожалеть в этом мире,
происходит из-за ошибочных действий, и старается изменить свое поведение. Он
начинает сознательно следовать дисциплине йоги. 3. Никакое
знание не приобретается мгновенно. По сути, у знания есть начало, но нет конца.
Это тем более относится к йоге. Здесь прогресс полностью зависит от внутренней
силы и стойкости. Не следует падать духом, если прогресс идет медленно.
4. К йоге нельзя относиться поверхностно, как к какому-нибудь
хобби. Это не развлечение. К ней надо относиться серьезно. С верой,
энтузиазмом, решимостью, смелостью, мужеством, твердой волей и преданностью.
5. Патанджали различал три
типа: В зависимости от склонностей, а также
умственных и физических способностей садхаки практика йоги делится на три
категории, а именно: умеренную, среднюю и интенсивную, причем каждая из них
также делится на три, например умеренно-умеренную, средне-умеренную,
интенсивно-умеренную. Далее практика подразделяется на еще более мелкие и
трудноуловимые ступени. Духовное погружение доступно исключительно
мужественному садхаке, чья практика достигает высокой интенсивности. Следует,
однако, предупредить, что жесткость практики сама по себе не может служить
мерилом близости к успеху. Здесь необходимы чистота духа и правильная
нацеленность. Поэтому йогу надо осваивать постепенно, следя за собственным
прогрессом, с тем чтобы добиться внутреннего очищения, 6.
Довольно часто увлечение йогой побуждает учеников к слишком усердным занятиям.
Но у начинающих тело, дух или интеллект не могут быстро усвоить тонкости йоги,
и продвижение в ее познании идет медленно. В такие периоды занятия могут
оказаться утомительными, хотя продолжать их следует со всей настойчивостью.
Здесь уместно вспомнить поговорку, что Рим был построен не за один день.
Постоянная практика в сочетании с упорством и верой приведет их к пониманию
тонкости и красоты йоги. Буддхи — интеллект 7. При
выполнении асан и пранаямы главную роль играет интеллект. Движение при
выполнении асан — это не просто вращение туловища. Оно оказывает действие не
только в физическом, но и в физиологическом и психическом планах. Асаны и
пранаяму надо выполнять осторожно, умело и внимательно. 8.
Часто садхака постигает умом асану и способ ее выполнения, но ему трудно дается
реализация этого знания. Мало одного лишь академического знания асан. Только в
сочетании с практическим применением можно постичь ее по-настоящему. Когда
теоретическое знание соединяется со знанием, приобретенным опытом, тогда
наступают гармония, ясность и мудрость. Это — праджня.
Ахамкара — эго 9. После
приобретения некоторого умения в практике йоги ее не следует прекращать,
говоря, что это лишь внешние поиски. Точно так же не следует думать, будто ты
полностью постиг мастерство и тебе больше нечему учиться. Равным образом
ошибочно утверждать, что победа над собственными чувствами достигнута и
йоговская дисциплина уже не нужна. Это стало бы началом надменного эго и
крушением в йоге. 10. Йога, несомненно, вносит изменения в
физическое, умственное и моральное состояние. Однако ошибочно принимать это за
достижение мастерства. Грубо проявляющее себя эго проникает в душу и полностью
овладевает ею. Это величайший враг в практике йоги. Поэтому садхака должен быть
внимательным, чтобы не попасться в такую паутину; ему надо воспитывать в себе
скромность, а любые достижения считать дарованными милостью Божьей и быть
покорным Ему. Это — смирение! 11. Банкарачарья и Джянесвар,
постигшие высочайшие вершины в познании Неолицетворенной Вечной Истины,
составляли свои гимны и молитвы во славу Бога, пользуясь формами и атрибутами.
Самость, хотя и лишенная формы, приобретает форму в очертаниях тела. Садхака
должен иметь в виду, что следует начинать с тела, которое является внешней
оболочкой самости. Это постепенно приводит к поиску духа и самой сокровенной
самости. Мозг 12. Мозг
должен быть холодным, бдительным и внимательным и во время выполнения
упражнений постоянно проверять движения тела и колебания мысли. Усвоив навык
наблюдения за собой, садхака скоро научится замечать свои ошибки и исправлять
их. Тело должно быть исполнителем, а мозг — наблюдателем. Манас
— ум 13. Выполнение асан зависит от гибкости тела.
Это может стать поводом для того, чтобы сделать вывод: «Это предел моих
способностей». Здесь необходимы подвижность ума и сила воли, чтобы сознание
распространилось за пределы ограниченного действия. За усилием воли должно
последовать действие, с тем чтобы преодолеть умственные и физические барьеры и
двигаться дальше. Повседневная практика должна сопровождаться пытливостью духа,
дабы интеллект проникал все глубже и глубже. 14. При
выполнении асан между телом и умом всегда имеет место противоборство. Иногда
тело бывает эластичным, а ум скованным, а в другом случае ум более подвижен, но
тело остается ригидным или подавленным. В чем бы ни заключалась беда, надо
повышать свою активность, сосредоточенность и внимание. Инертность и лень —
главные враги йоги, в то время как бодрость и энтузиазм — друзья, которые
воодушевляют практикующего. Шарира —
тело 15. Если вы испытываете телесное или душевное
беспокойство, то вами наверняка были допущены какие-то серьезные ошибки. В
подобных случаях целесообразно обратиться за советом к гуру.
16. После начала практики садхака может испытывать боли в
конечностях. Но при регулярной практике боли будут уменьшаться и со временем
полностью исчезнут. В противном случае прекратите асаны, которые вызывают боль,
и выполняйте более простые из того же раздела. Через несколько дней пробуйте
опять выполнять осторожно и внимательно те асаны, которые вызывают боль.
17. Найдите причину боли в данной позе, повторяя движения с
каждой стороны и наблюдая за ответными реакциями организма. Предположим, что
болит справа, а слева не болит; тогда посмотрите, как выполняли движения слева.
Копируйте то же движение справа или наоборот, если болит другая сторона.
Пробуя, вы приобретете опыт и научитесь правильно выполнять асаны и избегать
ненужных болей. 18. Однако при непрерывной практике
незначительные боли все же появляются, но они терпимы. Боли могут возникнуть с
непривычки и при ходьбе или беге на длинные дистанции. Эти боли исчезают, даже
если не прерывать практику; таким же образом исчезнут и боли, вызванные
занятиями йогой. 19. Надо научиться отличать естественную
боль от нездоровой боли. Естественная боль возникает тогда, когда увеличивают
амплитуду движения. Иногда она нарушает функции организма и даже влияет на
нервную систему, вызывая тем самым нестабильность психики, нервозность и
депрессию. Это сигнал о наличии опасности в занятиях, следовательно, надо
уменьшить интенсивность упражнений и, если необходимо, обратиться за
соответствующими указаниями. 20. Большинство практикующих
йогу будут испытывать специфическое ощущение оттого, что одна сторона тела
окажется более гибкой, чем другая. В таких случаях более подвижная сторона
должна стать путеводителем для более ригидной. Здесь тело нуждается в компенсации
со стороны интеллекта. 21. Тело может быть ригидным или
гибким от природы. Некоторые ученики заметят, что им легче наклоняться вперед,
в то время как другим легче даются наклоны назад. Это вполне естественно и
зависит от гибкости позвоночника. Не отчаивайтесь, если какая-нибудь асана вам
не дается: продолжайте упражняться, и гибкость появится в должное время. Между
интеллектом и телом имеет место взаимодействие по схеме «стимул-реакция». Если
одна сторона посылает вызов, другая должна откликнуться с такой же энергией, и
наоборот. 22. Иногда садхака чувствует, что практика
неэффективна или в ней допущена ошибка из-за недостатка внимательности. Здесь
опять надо обратиться к интеллекту и разуму, чтобы следить за стимулами и
реакциями, имеющими место в психике или теле. Подобная забота и внимание оживят
не только практику, но и все существо практикующего. 23.
Делая движения, не сопровождайте их агрессивными мыслями и напряжением мышц с
целью вхождения в завершающую позу. Вы должны быть пассивными и внимательными.
Если завершающая поза наконец достигнута, твердо оставайтесь в ней и наблюдайте
за ее правильностью; продолжайте доводить ее до совершенства.
24. Начинающие должны стараться понять все тонкости движений,
содержащихся в каждой асане. Это даст им возможность легко и устойчиво
выполнять асану. 25. При выполнении асан и пранаямы для
самоанализа необходимо внутреннее видение. 26. Стремитесь к
качеству асан, а не к количеству. Качество подразумевает точность и
устойчивость поз и выполнение их от всей души. 27. Будьте
настороже и внимательны к каждой части тела, так как весь организм должен
откликнуться на асаны. 28. Выполняя асаны, надо следить за
дисциплиной чувств — ведь корни садханы вырастают из сокровенных глубин
самости. Поэтому преобразуйте асаны и обратите их извне внутрь себя; направьте
свое внимание внутрь себя, когда бы вы ни упражнялись. 29.
Безошибочное следование садхане приводит к радикальным изменениям личности.
Появляется умеренность в привычках, пище, сне и сексе. Когда разум и тело
становятся чистыми, наступает духовное пробуждение. 30. В
садхане имеются три стадии, а именно: шравана — слушание, манана — обдумывание
и нидидхьясана — испытание и применение на практике. Говоря о трех сторонах
садханы, Патанджали пользуется другими терминами, а именно: джапа — повторение,
артха — понимание и бхавана — осуществление. В йоговской
садхане, чтобы практика давала результаты, надо придерживаться всех трех
процессов. Например, асану следует повторять снова и снова, день за днем, год
за годом; это — шравана, или джапа. Это — путь кармы! Такое
повторение стимулирует умственный процесс, при котором, происходит все более и
более глубокое проникновение от Аннамайя Коши к Анандамайя Коше. Это — манана,
которая придает смысл и понимание выполняемому садхакой действию. Это — путь
джняны! Благодаря такому много раз повторенному (джапа) и
хорошо обдуманному (артха) действию садхака приобретает новый опыт. Это
представляет собой форму поклонения, при которой каждая асана преподносится как
цветок Богу. Садхака становится единым целым с действием и погружается в него
(бхавана). Это просветленное состояние при самореализации называется путь
бхакти. Тогда карма, джняна и бхакти сливаются воедино. Это — нидидхьясана.
Только этот тип садханы придает завершенность практическим
занятиям. Интересные статьи: Знай своё тело Йога для женщин Звуки, наполняющие мозг энергией Полезные материалы: Гита Айенгар, "Йога для
женщин"
Deva Premal. Love is Space Йога для начинающих. Ансари Марк, Ларк Лиз
|